- Колокол
- символ христианского благовеста употреблялся и древними греками, и римлянами в религиозных празднествах и в домашнем обиходе. Они полагали, что звуки обладают чудодейственной силой отгонять злых демонов и волшебников. В христианское богослужение его ввел впервые в IV в. ноланск. еписк. Павлин. Он шел однажды по полю и увлекся гармоничным шелестом цветов-колокольчиков, и это произвело на него такое сильное впечатление, что он устроил при храме колокол, которым созывал на общественную молитву. Сначала колокола были из железа и меди, а при Карле В. в сплав стали прибавлять серебро, причем они не отличались величиною. Стопудовый гигант гильдесгеймск. собора почитался в XIV в. чудом. С Запада колокола в 886 г. проникли в Константинополь. При Импер. Михаиле в храме св. Софии в особой башне были установлены 12 колоколов, привезенных из Венеции. Крестоносцы распространили употребление в восточной церкви колоколов, но только в средине XII ст. официально было разрешено иметь их при храмах. У нас колокола упоминаются начиная с XI в. в Новгородск. и Ипатьевск. летописях. Колокола в то время были уже в Новгород-Северске, в Полоцке, во Владимире., в Ростове, в Киеве и Холме. До XVII в. колоколов на Руси было очень мало, всего не более полусотни при всех церквах и отличались незначительным весом от 3 до 6 пудов. Первый великан в 250 п. отлит при арх. Макарии в Новгороде, но начиная с эпохи Бориса Годунова колокола принимают грандиозные размеры, таков Царь-Колокол, 12.257 п. весом, Троицко-Сергиевск. колокол, 4.000 п. весом и др. Интересно отметить, что на Западе колокола редко достигали такой величины. Только Кельнский, Венский (Св. Стефана), Парижск. Богоматери и Йоркский в Англии имеют пределы веса от 600 до 2.000 п. Колокола употребляются также китайцами.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.